Искусство и синергетика. У выдающихся композиторов порой встречаешь похожие мелодии, или музыкальные ходы. Похожие - на чужие или даже свои, ранее написанные. Плагиат и сознательное цитирование (отсылку) - сразу отбрасываем. Речь не о них. Так откуда эта похожесть? Синергетика унаследовала от древних философов (Платона, Аристотеля) - идеи ПОТЕНЦИАЛЬНОГО(идеального) и АКТУАЛЬНОГО(воплощённого). ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ(идеальное) как раз и существует в виде законов, формул, спектра возможных решений, ЗАЛОЖЕННЫХ в материале ИЗНАЧАЛЬНО (синергетика). Но чтобы их раскрыть: АКТУАЛИЗИРОВАТЬ, необходимо МАТЕРИАЛЬНО ВОПЛОЩЕНИЕ в виде произведений искусства. Но если 2 прекрасных произведения похожи, это значит, что ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ(идеальное) - оказалось БОЛЬШЕ чем было РЕАЛИЗОВАНО в этих произведениях - по отдельности. Эти 2 произведения - всего лишь 2 части ОБЩЕЙ мозаичной гармоничной картины. Это 2 разных участка одной и той же золотой жилы, которую обнаружили творцы, и разрабатывали ее с разных сторон. Каждая их музыкальная находка (песня) - хороша сама по себе. Но они - всего лишь части общей мозаики, образующей общее гармоничное целое(потенциально скрытое.). Поэтому они неизбежно оказываются "похожи". Здесь целое - диктует частям свою гармонию (синергетика сложных систем). Поэтому разные части, дополняющие друг друга - до единой общей гармонии не могут быть плагиатом. Например. 1. Битлз и Секрет. Песни Секрета - совершенно очевидно сделаны в духе Битлз. И по настроению - типично битловские. И сделаны талантливо. Просто после битлов осталось большое перепаханное поле. И в т.н. "Битловском стиле" оказалось непроявленного потенциала - больше, чем сумели раскрыть даже сами Битлы. Основную то жилу битлы раскопали. Но и другим после них - досталось кое что. Отдельные золотые слитки. На эти слитки и наткнулся Секрет. И талантливо реализовал. 2. Музыка из Мери Поппинс . (Максим Дунаевский). Это просто идеальный пример, когда целое - диктует частям свою гармонию(синергетика). Песни - просто близнецы. Очень похожи друг на друга. Но тем не менее - такие разные и талантливо сделанные. Абсолютно нет впечатления само-плагиата. Это как раз пример единой мозаики (единого замысла автора) - гармонии, разными частями которой и являются эти песни. 2. Солярис. По этой же причине Солярис, роман Лема и фильм Тарковского - это 2 части общей гармонии, прекрасно дополняющие друг друга. А тема Солярис, ПОТЕНЦИАЛЬНО - нечто большее чем даже фильм + книга. Недаром - до сих пор будоражит сознание, и возникают идеи, которых не было ни в книге, ни в фильме. И в этом смысле: ни Лем ни Тарковский - не являются авторами идеи Солярис. Они всего лишь по разному - АКТУАЛИЗИРОВАЛИ эту общую идею, на сколько смогли - в силу своего таланта. Каждый по своему и с разных сторон. ПС И вообще, человек ничего не выдумывает. Он всего лишь открывает и использует.

Теги других блогов: музыка искусство синергетика